Franklin2Эта заметка написана Бенджамином Франклином. Он явился к нам из 17хх года с помощью автобиографии. Франклин рассказывает о методе личностного роста, который он изобрёл, пытаясь достигнуть морального совершенства. Для записей и отслеживания прогресса Бенджамин использовал книжечку собственного производства, которую я перевёл в Excel-файл — её можно скачать в конце статьи. С понедельника приступаю к применению его метода и буду делиться с вами соображениями.

Итак, вот что пишет Франклин…

Портрет Франклина“Я замыслил смелый и трудный план достижения морального совершенства. Я желал жить, никогда не совершая никаких ошибок, победить все, к чему могли меня толкнуть естественные склонности, привычки или общество. Так как я знал или думал, что знаю — что хорошо и что плохо, то я не видел причины, почему бы мне всегда не следовать одному и не избегать другого. Но вскоре я обнаружил, что я поставил перед собой гораздо более сложную задачу, чем предполагал вначале. В то время как мое внимание было занято тем, как бы избежать одной ошибки, я часто неожиданно совершал другую; укоренившаяся привычка проявлялась, пользуясь моей невнимательностью; склонность оказывалась иногда сильнее разума. Наконец, я пришел к выводу, что простого разумного убеждения в том, что для нас самих лучше всего быть совершенно добродетельными, недостаточно, чтобы предохранить нас от промахов, и что прежде, чем мы добьемся от себя устойчивого, постоянно нравственного поведения, мы должны искоренить в себе вредные привычки. Для этой цели я выработал следующий метод.

В различных перечислениях моральных добродетелей, которые я встречал в прочитанных мною книгах, я находил большее или меньшее их число, так как различные писатели обозначали большее или меньшее количество идей одним и тем же именем. Например, воздержание некоторые сводили только к умеренности в еде и питье, другие же расширяли это понятие до ограничения всякого удовольствия, всякой склонности или страсти, телесной или духовной, даже честолюбия или скупости. Я решил для большей ясности стремиться скорее к большему количеству имен с меньшим количеством идей, связанных с каждым именем, чем к немногим именам с большим количеством определяемых каждым из них идей, в я обозначил тринадцатью именами все те добродетели, которые казались мне в то время необходимыми и желательными, связав с каждым именем краткое наставление, которое полностью выражало объем каждого понятия.

Вот названия этих добродетелей с соответствующими наставлениями:

1. Воздержание. — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.

2. Молчание. — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

3. Порядок. — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.

4. Решительность. — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

5. Бережливость. — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.

6. Трудолюбие. — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.

7. Искренность. — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.

8. Справедливость. — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

9. Умеренность. — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.

10. Чистота. — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

11. Спокойствие. — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.

12. Целомудрие. — .......................

13. Скромность. — Подражать Иисусу и Сократу.

Я хотел выработать навык во всех этих добродетелях; с этой целью я решил не разбрасываться в погоне за всеми сразу, но в течение определенного времени сосредоточивать внимание только па одной добродетели; когда же я ею овладею, переходить к другой и так далее, пока, наконец, не приобрету все тринадцать. А так как одни из них облегчают приобретение других, то я расположил все добродетели в том порядке, в каком они перечислены выше. На первом месте я поставил воздержание, так как оно способствует приобретению хладнокровия и ясности мысли, необходимых там, где требуется непрестанная бдительность и охрана от упорной притягательной силы старых навыков и постоянных соблазнов. Приобретение и укоренение этого навыка облегчит молчание. Я стремился, совершенствуясь в добродетелях, одновременно приобретать знания и, считая, что в беседе полезнее слушать других, чем говорить самому, жаждал изжить в себе привычку к пустословию, каламбурам и остротам, которая делала меня всегда желанным гостем в обществе бездельников. Поэтому молчание я поставил на второе место. Я надеялся, что приобретение этого и следующего навыка — порядка позволит мне выделить больше времени как для осуществления моего проекта самоусовершенствования, так и для моих занятий. Навык решительности будет поддерживать меня в стремлении приобрести все дальнейшие добродетели; бережливость и трудолюбие освободят меня от долгов и обеспечат мне богатство и независимость, что в свою очередь облегчит приобретение навыков искренности, справедливости и т. д. и т. п. Сознавая в соответствии с советом Пифагора, высказанным в его замечательных стихах, необходимость ежедневного самоконтроля, я придумал следующий метод для его осуществления. Franklin_bookЯ завел книжечку (см. конец заметки — Д.Ч.), в которой выделил для каждой добродетели по странице. Каждую страницу я разлиновал красными чернилами так, что получилось семь столбиков по числу дней недели; каждый столбик отмечался начальными буквами соответствующего дня недели. Затем я провел тринадцать горизонтальных линий и обозначил начало каждой строки первыми буквами названия одной из добродетелей. Таким образом, на каждой строке в соответствующем столбике я мог по надлежащей проверке отмечать маленькой черной точкой каждый случай нарушения соответствующей добродетели в течение того дня.

Я решил уделять в течение недели строгое внимание приобретению каждого из этих навыков в указанной последовательности. Таким образом, в первую неделю моя главная забота состояла в том, чтобы избегать самого малого нарушения воздержания; другие же добродетели оставлялись на волю случая, я только отмечал каждый вечер промахи, сделанные в течение дня. Если на протяжении первой недели мне удавалось сохранить первую строку, отмеченную буквой В., чистой от точек, я заключал, что навык в этой добродетели настолько укрепился, а противоположный навык настолько ослаблен, что я могу отважиться расширить свое внимание и включить в его сферу вторую добродетель, чтобы в течение следующей недели держать свободными от точек обе строчки. Продолжая так вплоть до последней добродетели, я мог проделать полный курс в течение тринадцати недель, а за год пройти четыре таких курса. Я решил поступать подобно человеку, который, желая выполоть свой огород, не пытается сразу уничтожить всю сорную траву, что превосходило бы его возможности и силы, а трудится одновременно только на одной грядке и переходит ко второй лишь после того, как очистит первую. Так и я надеялся, что, постепенно очищая от точек строки своей книжечки, увижу на ее страницах свои успехи в приобретении добродетелей и, наконец, по прошествии нескольких курсов буду иметь счастье увидеть после тринадцатинедельного ежедневного испытания чистую книгу.

Моя книжечка имела три эпиграфа: во-первых, строки из «Катона» Эддисона:

Я знаю, если высшая над нами сила есть (О том, что есть она, природа вопиет Во всех своих делах), то ей Добро угодно, И счастье — тех удел, кто ей угоден.

Во-вторых, из Цицерона:

О, философия, руководительница жизни! О, изыскательница добродетелей, изгнательница пороков! Один день, прожитый хорошо и в соответствии с твоими предположениями, предпочтительнее вечности, проведенной в грехах.

Третий эпиграф книги был из притчей Соломоновых, где говорится о мудрости или добродетели:

Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава. Пути ее — пути приятные, и все стези ее мирные.

Считая бога источником мудрости, я решил, что будет правильно и необходимо испросить его помощь для достижения мудрости; с этой целью я составил следующую краткую молитву, которую поместил перед моими таблицами самопроверки, чтобы читать ее ежедневно:

О, всемогущая благость! Щедрый отец! Милосердный руководитель! Возрасти во мне мудрость, которая откроет мне мое истинное благо. Укрепи мою решимость исполнять то, что предписывается мудростью. Прими добро, которое я делаю другим твоим детям, — только это могу я принести тебе в благодарность за твои постоянные милости ко мне.

Я использовал также маленькую молитву, которую нашел в стихотворениях Томсона:

Света и жизни отец, ты всевышнее благо!
О, научи меня, что есть добро, научи меня сам!
От безрассудства, пороков, тщеславия душу спаси!
Низких желаний избави и душу мою ты наполни
Знанием, миром душевным и добродетелью чистой;
Неувядаемым, вечным, священным блаженством.

Заповедь порядка требовала, чтобы каждому делу было отведено определенное время. Поэтому одна страница моей книжечки содержала следующее расписание занятий в течение суток:

РАСПИСАНИЕ
Часы
УТРО
5

Встать, умыться и помолиться Всемогущей Добродетели.

Вопрос: что я сделаю сегодня хорошего?

6Продумать, чем буду заниматься сегодня, и принять решения на день; продолжить текущие занятия.
7Завтрак.
8
9
10
11
Работа.
ПОЛДЕНЬ
12Читать или просматривать счета.
13Обед.
ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЕ ЧАСЫ
14
.
.
.
17
Работа
ВЕЧЕР
18Привести все в порядок. Ужин.
19Вопрос: что я сделал хорошего за день?
20Музыка, развлечение или беседа.
21
22
Продумать истекший день.
НОЧЬ
23
.
.
.
4
Сон.

Сказать по правде, я оказался неисправимым в отношении порядка. Теперь, когда я состарился и память моя ухудшилась, я остро чувствую этот свой недостаток. Но в целом, хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, мои старания сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта;

так те, которые стремятся выработать хороший почерк путем подражания выгравированным образцам, хотя никогда не достигают совершенства этих образцов, но все же их почерк от их стараний улучшается и делается сносным, а затем красивым и четким.

Я хотел бы, чтобы мои потомки знали, что именно этому маленькому изобретению, с божьего благословения, обязан их предок постоянным счастьем своей жизни вплоть до настоящего времени, когда он пишет эти строки в возрасте семидесяти девяти лет. Неизвестно, какие превратности жизни могут ожидать его в оставшиеся годы; все это во власти провидения;

но, если они наступят, то память о прошлом счастье должна помочь ему перенести их с большим смирением. Воздержанием объясняет он свое хорошо сохранившееся здоровье и все еще крепкую организацию; трудолюбию и бережливости обязан он тем, что быстро добился улучшения своего положения, приобрел состояние и накопил все те знания, которые дали ему возможность стать полезным гражданином и принесли ему некоторую известность в ученом мире; искренности и справедливости он обязан доверием своей страны, почетными обязанностями, которые она на него возложила; а всем добродетелям в целом, даже в том несовершенном состоянии, которого он смог достичь. — ровностью своего характера и живостью беседы, которые делают его общество приятным и желанным даже для его молодых знакомых. Поэтому я выражаю надежду, что некоторые из моих потомков последуют моему примеру и пожнут такую же жатву,

Могут заметить, что, хотя мой план и не обходит, полностью религиозных проблем, в нем, однако, нет и следа специфических догматов какой-либо отдельной секты. Я сознательно избегал их. Намереваясь со временем опубликовать свой метод. ров; тогда я решил постараться излечиться, если смогу, в числе прочих и от этого порока или глупости; и я добавил к своему списку скромность, употребив это слово в самом широком смысле.

Декларация независимостиЯ не могу похвастаться, что я действительно приобрел эту добродетель; но я многого добился в смысле ее внешнего проявления. Я взял за правило избегать прямого противоречия мнениям других, а также самоуверенного отстаивания своей точки зрения. Я даже запретил себе, в соответствии со старыми законами нашей Хунты, употреблять какие бы то ни было слова или выражения, передающие твердое мнение, например, конечно, несомненно и т. д.; вместо них я употреблял такие выражения, как я полагаю, опасаюсь, думаю или мне так кажется в данный момент. Когда другие утверждали что-либо, казавшееся мне ошибочным, я отказывал себе в удовольствии резко противоречить и немедленно показать абсурдность их утверждений; но и я начинал свой ответ с замечания, что в определенных условиях и при известных обстоятельствах это мнение было бы правильным, но в данном случае мне кажется или представляется, что дело обстоит иначе, и т. д. Вскоре я убедился в преимуществах этой новой манеры: мои беседы с другими людьми стали протекать более приятно. Скромная манера выражать свои мнения приводила к тому, что их скорее принимали и они вызывали меньше противоречия; если выяснялось, что я ошибался, это доставляло мне меньше огорчений; если я оказывался прав, мне было легче убедить других отказаться от ошибок и присоединиться к моей точке зрения.

И эта манера поведения, к которой я сначала насильственно приучал себя вопреки своей естественной склонности, стала, наконец, легкой для меня и столь привычной, что за последние пятьдесят лет никто не слышал, чтобы у меня вырвалось какое-либо догматическое утверждение. Думаю, что этой своей привычке (после моего качества — честности) я больше всего обязан тем, что мои соотечественники столь рано стали считаться с моим мнением, когда я предлагал ввести новые учреждения или изменить старые, а также своим большим влиянием в общественных советах, когда я стал их членом. Ибо я был плохим, некрасноречивым оратором, затруднялся в выборе слов, говорил не очень правильно и, несмотря на все это; обычно проводил свою точку зрения.

В действительности, вероятно, из всех наших прирожденных страстей труднее всего сломить гордость; как ни маскируй ее, как ни борись с ней, души, умерщвляй ее, — она все живет и время от времени прорывается и показывает себя, что ты, может быть, увидишь, читая этот рассказ. Ибо, даже если бы я решил, что полностью преодолел ее, я, вероятно, гордился бы своей скромностью.”

Benj. Franklin

 

Электронная книжечка Франклина

Просмотр в Google Spreadsheets (File > Save a copy…, чтобы начать свою книжку в Google Spreadsheets на основе шаблона)
Argenberg 2006-09-28 19:06

1-13. Хорошая подборка качеств. Им обычно удовлетворяют самые успешные и самые интересные люди. И еще люди, на которых можно положиться...

stanua 2006-09-28 20:06

Да, интересная техника самоконтроля, во всяком случае попробовать стоит, лишь бы пошло на пользу. Не себе так другим, окружающим.

Billard 2006-09-28 21:06

Попробую. Не помешает - это уж точно! ))

Denis 2006-09-29 05:06

Дима, спасибо за статью и файлы ...

Надо сделать засечку по дате - если мы с вами через 13 недель не отступимся и пройдём полный курс - как изменится наше общение и качество жизни ...

Успехов!

GUEST2006 2006-09-29 08:06

заценим :)

Denis: да, можно сделать общий эксперимент.

Спасибо!

Vasiliy Kotov 2006-09-29 11:06

Эх, сколько раз я начинал новую жизь... вы даже не предаставляете. Сколько раз пытался изменить в корне свой образ жизни. Начать оказывается не сложно, но если эти изменения в корне отличаются от прежнего образа жизни, то и риск "сорваться" пропорционально больше... но пытаться имхо всеравно нужно :)

Желаю удачи.

Василий: я думаю, даже такие многочисленные мелкие попытки улучшили вашу жизнь. Нет?

Vasiliy Kotov 2006-09-29 16:06

7: я бы сказал укрепили веру в себя. например была забавная история как я 5 раз пытался втянуться в занятия в спортзале (эх, нада об этом в блог написать)... а в итоге оказалось, что чисто физичексих барьеров нет - только моральные...

Что за ерунда? Заметка обрывается на полуслове "пытаясь достигнуть морального совер".

То же самое и с заметкой "Новый Google Reader. Я переключаюсь!"

В rss то же самое.

Алексей: там же огромная картинка была с объяснением :) Вот -- https://sellme.biz/2006/09/29/kak_ya_slomal_i_pochinil_blog

Теперь работает.

Дмитрий, а у меня картинки отключены. :-) Спасибо, что починил.

Федя 2006-09-29 21:06

Дим, попробуй писать все заметки в стилистике Франклина. Будет очень смешно.

А вообще круто, недаром человека на ста баксах нарисовали. Спасибо за пост.

Алекс 2006-09-30 11:06

Вот я прочитал этот текст и поначалу проникся. А потом поразмыслил и понял, что схема-то некрасивая! Некрасивая именно со структурно-логической точки зрения - в том смысле, в каком некрасивыми могут являться математические или физические теории.

Что такое красивая система? Это такая система, в которой из небольшого числа начальных предпосылок получаются богатые следствия. Как, например, в математической логике - из небольшого числа аксиом можно получить почти любые истинные утверждения. Или в небесной механике - сравните систему Птолемея, которая вводила кучу ненужных элементов для расчета орбит планет, и систему Коперника, которая выглядит гораздо проще, стройнее и позволяет рассчитывать эти орбиты на порядок эффективнее. А всего-то стоило - сменить исходную предпосылку о том, что Земля находится не в центре Солнечной системы, а вращается вокруг Солнца. Зато насколько красивее и адекватнее реальности стала система!

Что предлагает Франклин? Он вводит тринадцать правил в свою систему. Да, тринадцать правил, причем достаточно разных, и начинает отслеживать, чтобы каждое правило из этой большой разнородной кучи хорошо выполнялось. Простите, но это похоже на то, когда в схему Птолемея вводились все новые и новые корректирующие параметры для того, чтобы точнее рассчитывать орбиты; или на то, когда мы криво строим дом, который разваливается во всех местах, а мы прибиваем к нему 13 досок и каждый день следим за тем, чтобы они не отваливались и скрепляли конструкцию, вместо того, чтобы просто взять более эффективную архитектуру. Корень проблемы заключается в исходных предпосылках, а не в том, чтобы соблюдать какой-то набор правил. Должна существовать стройная и красивая схема, из которой все эти 13 добродетелей будут следовать автоматически.

Представьте, например, что вы захотели, чтобы люди вас принимали за владельца крупного бизнеса. Если вы заявите, что вы - владелец десяти заводов и пяти гостиниц, люди вам, скорее всего, не поверят, особенно если вы всю жизнь преподавали в музыкальной школе и не обладаете актерским даром. Владельца такого бизнеса видно по тому, как он ведет себя, как двигается, как смотрит, что говорит, как одевается. Что же вы предпринимаете? Вы начинаете смотреть фильмы про таких бизнесменов, обращаете внимание на их одежду, походку, жесты, мимику, взгляды, особенности поведения, особенности речи. Вы составляете внушительный список всех черт, которые вы заметили, репетируете каждый день перед зеркалом, добиваясь такого же взгляда и такой же походки. Вы начинаете общаться с людьми другими словами и с другой интонацией. Вы заводите блокнот, в котором каждый день отмечаете, где и в чём вы сделали прокол - повели себя не так, как это делают бизнесмены. Вы два года откладываете зарплату и покупаете себе дорогие шмотки. Ну и в конечном итоге, возможно, вы добьетесь того, что при взгляде на вас все будут думать "он крутой бизнесмен".

Но, черт подери, зачем весь этот цирк, когда для того, чтобы сделаться таким бизнесменом, нужно всего лишь одно - пойти и заработать денег?! И всё! Предпосылка одна - не пятьдесят, не тринадцать, а всего одна, но следование ей само приведет вас к тому, что вы приобретете нужный взгляд, походку, лексикон и шмотки. Вам не нужен будет этот блокнотик и этот страх каждый раз проколоться и совершить что-то не то, у вас будет всего одна цель и одно стремление. А все остальные атрибуты появятся уже сами, как следствие.

Мой портрет, конечно, не напечатан на ста баксах, однако я считаю, что должен существовать другой путь - более красивый и эффективный, который сам привнесет в жизнь все эти добродетели, а не заставит слепо копировать их в надежде, что жизнь изменится к лучшему. Выше в комментах писали, что успешные и интересные люди удовлетворяют списку этих качеств - однако я уверен, что они сами вряд ли о них задумывались, а приобрели их как эффект от других стремлений - от стремления к тому, чтобы жить в гармонии с самим собой, например

Андрей Черезов 2006-10-02 16:06

Да, тут можно провести аналогию: 613 заповедей иудаизма выполнять может, наверное, только богоизбранный народ :) Для всех остальных этот список сократили в 60 раз до ветхозаветных 10 заповедей (Моисей), а Христос и вовсе до одной Золотой ("поступай с другими так...") - красиво и универсально. Чем проще заповеди, тем популярнее религия ;)

Yuri Alexandrov 2006-10-02 16:06

Дим, ну как же так скучно жить будет, а?.... ;)

Иван 2006-10-03 22:06

А где версия для печати? Это та нечастая заметка, которую хочется изучить подробнее, в офлайне.

Иван: версия для печати в 21 веке делается с помощью CSS -- просто напечатайте эту страницу ;)

Иван 2006-10-04 02:06

Дима: неочевидный вариант :))) Кстати, хреново ЦСС для печати прописан - картинги с ссылками - в рамке.

Зиро 2006-10-05 05:06

С ужасом понимаю, что список добродетейле совсем не для моей эпикурейской натуры (вкусно есть, сладко спать, получать от жизни удовольствие во всех его проявлениях). Эх! :)

mambata 2006-10-14 17:06

http://ideashistory.org.ru/pdfs/25franklinautobio.pdf

Ссылочка на PDF с нормальным форматированием текста и без этих гадских OCR ошибок. Очень приятно распечатать и читать.

Kusik 2009-05-14 10:09

Я практикую. Уже пятый день пошел. Пока практикую решительность. Супер! =) Автору респект!